Эмоциональная привязанность ребенка. Как влияет привязанность к матери на психическое развитие ребенка


ама… Это слово произносят с теплотой и нежностью. С ним у каждого связано особое чувство. И не только потому, что мать дарит человеку жизнь. Рядом с мамой ты чувствуешь себя защищенным от жизненных невзгод. Матери можно доверить самое сокровенное, она всегда выслушает и даст правильный совет. Мать не отвернется от тебя, каким бы плохим ты ни был.

Особое отношение к матери закладывается с первых дней жизни. Эмоциональная привязанность к матери является важнейшим психологическим «приобретением» младенческого возраста. От нее напрямую зависит гармоничное развитие личности ребенка.

Ученые называют правильно сформированную привязанность к матери надежной привязанностью.

Модель общения с матерью малыш переносит на окружающий мир. Надежная привязанность дает ему чувство безопасности. Она закладывает основы доверия к людям. Ребенок с надежной привязанностью к матери инициативен, общителен, сообразителен, спокоен. У подросшего малыша не возникает проблем с социальной адаптацией, он легко знакомится, находит друзей, популярен среди сверстников, отзывчив, изобретателен в играх.

Как же формируется привязанность? В младенческом возрасте малыш взаимодействует с матерью на порядок больше, чем с другими близкими. Это связано как с физическим уходом, с потребностью ребенка в пище, так и с его потребностью в общении. Если мать внимательна к младенцу, адекватно отзывается на его чувства, поддерживает его инициативу, всегда ласкова и нежна с ним, малыш «делает вывод», что такое поведение матери, такое отношение между ним и матерью – норма. Складываются так называемые «рабочая модель себя» и «рабочая модель взаимодействия с другими людьми».

На эти модели ребенок будет подсознательно опираться всю жизнь. «Рабочая модель себя» сформирует позитивную самооценку. «Рабочая модель взаимодействия с другими людьми» подскажет, что людям можно доверять, они не принесут вреда, они вполне надежны и предсказуемы, с ними можно строить отношения.

Следует отметить, что ребенок остро нуждается в присутствии в его жизни хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого человека не только раннем возрасте, но и на протяжении всего детства. При этом в младенчестве и раннем детстве эта потребность – особенно острая. Исследователи отмечают, что наличие надежной привязанности в возрасте 2-3 лет, даже если в более позднем возрасте (4-5 лет) оно сменится на менее благоприятный тип привязанности, все-таки обеспечит высокий уровень развития психики и личности ребенка.

Определить, к кому привязан ребенок, довольно просто. Способность младенца устанавливать привязанность – врожденная. С рождения до 3 месяцев малыш адресует сигналы любому человеку, занимающемуся с ним в этот момент. Он пытается получить ответ на сигналы, оценивает ответную реакцию взрослого. С 3 месяцев малыш сам проявляет эмоциональную реакцию к тому человеку, который постоянно заботится о нем. К 6 месяцам он уже четко выделяет самого важного для себя человека (обычно это бывает мать). Он непроизвольно оглядывается на мать, когда исследует что-то новое, бежит к ней, когда испуган, льнет в присутствии незнакомого человека, огорчается, если мать уходит, радуется, когда она возвращается.

К концу первого года жизни окончательно формируется устойчивый тип поведенческой и эмоциональной реакции на мать.

Виды привязанности

Не все матери правильно ведут себя с младенцем, по незнанию или по нерадивости они могут допускать крупные ошибки в обращении с малышом. От поведения матери зависит качество привязанности.

Надежная привязанность ребенка к матери – единственно правильный, безопасный вариант привязанности. Все остальные виды привязанности считаются ненадежными, небезопасными.

О надежной привязанности свидетельствует спокойное, контактное поведение ребенка. Мать довольно быстро успокаивает его после слабого стресса; ребенок не ведет себя истерично, замкнуто, не отталкивает мать, не прячется за нее. При разлуке с матерью он не проявляет сильного беспокойства, интересуется игрушками, другими людьми, а когда мать возвращается, радуется и бежит к ней. С незнакомыми людьми ребенок сначала немного насторожен, но, стоит незнакомцу попытаться наладить отношения, как тот идет на контакт. Категорическое неприятие незнакомых людей, равно как и чрезвычайная прилипчивость к ним – признаки ненадежной привязанности.

Между исследователями нет полного согласия о количестве видов ненадежной привязанности. Выделяют от трех до пяти таких видов. Их описания, впрочем, у всех одинаковы.

Аффективная, или привязанность тревожно-сопротивляющегося типа

Многим приходилось видеть детей, которые очень сильно огорчаются при уходе матери (вплоть до истерики), а когда она возвращается, с одной стороны, стремятся к ней, а с другой, ведут себя сердито, гневно отталкивают ее.

Такая привязанность формируется, если мать заботится о ребенке непоследовательно. В зависимости от своего настроения она то целует и пестует малыша, то холодна с ним. Малыша тревожит эта непоследовательность, она ему непонятна. Он пытается добиться должной эмоциональной поддержки плачем, криками, цеплянием. Если это не удается, малыш раздражается. Он может стать злобным, истеричным, неуправляемым.

Иногда этот вид привязанности называют амбивалентным. Амбивалентность, то есть двойственность, характеризует как поведение ребенка, так и поведение матери. Желая утешить ребенка, мать сначала проявляет ласку, обнимает его, предлагает игрушку, но, заметив, что малыш никак не успокаивается, начинает кричать на него, отвергает его. Малыш настойчиво просится к маме на руки, но как только оказывается там, начинает вырываться и добивается, чтобы его спустили с рук.

По сути, такой тип привязанности – путь к воспитанию манипулятора, маленького тирана. Из непоследовательного поведения матери ребенок усвоит, что любовь, доброта, понимание в этом мире – совсем не ценность, а своего всегда можно добиться хорошей истерикой.

Индифферентная, или привязанность избегающего типа

Такие дети не чувствительны ни к уходу матери, ни к ее появлению. Не интересуются они и другими детьми или взрослыми. С ними трудно подружиться, наладить контакт – они настойчиво избегают общения.

К привязанности такого типа могут привести две манеры поведения матери по отношению к ребенку:

  1. Мать неотзывчива, нетерпелива, открыто выражает негативные чувства по поводу его плача и капризов, избегает близкого контакта с малышом (редко берет его на руки, не проявляет нежности, отстраняет ребенка, когда тот тянется к ней в попытке приласкаться, найти поддержку). Такие матери эгоистичны, сосредоточены на себе. Они демонстративно отвергают те потребности и интересы ребенка, которые не совпадают с их собственными интересами и потребностями. Чтобы успокоить ребенка, такая мать использует игрушки, а не телесный контакт и общение.
  2. Мать чрезмерно опекает ребенка, «лезет с нежностями» даже тогда, когда малыш этого не хочет. Бывает, что мать – сторонник раннего развития и занимается с ребенком каждую свободную минуту. При этом она не прислушивается к эмоциональному состоянию малыша, его инициативе, а делает то, что сама считает нужным, полезным.

Оба варианта объединяют ориентация родителей на себя, свои воспитательные представления (или их отсутствие – если родители вообще не задумываются о воспитании). Ребенок для них – не субъект, личность, а объект воспитания (или объект, мешающий привычной жизни). Реальные потребности ребенка такие родители не учитывают.

В результате подобного поведения матери у ребенка формируется своеобразное табу на эмоциональность и общение. Он замкнут, конфликтен, у него низкая самооценка, ему трудно установить контакт с новыми людьми, а его отношения с близкими носят отчужденный характер.

Другие виды привязанности

Встречаются матери, которые пренебрегают младенцем, жестоко относятся к нему. В этом случае ребенок не может сделать определенного вывода о том, как вести себя с матерью, ведь никакое поведение небезопасно. Если наблюдать такого малыша со стороны, то заметно, что он боится матери (он либо «застывает» в одной позе при ее виде, либо убегает от нее). Такую привязанность называют ненадежной привязанностью дезорганизованного типа . С такой матерью ребенок вынужден учиться выживать, пренебрегая любыми человеческими чувствами и отношениями, отказываясь от них в пользу силы. Может быть, это равноценно отсутствию привязанности?

Эти случаи редки, тем не менее, любой матери необходимо знать об опасности непоследовательного, невнимательного отношения к ребенку. В крайнем своем проявлении ненадежная привязанность может привести к патологии — расстройству привязанности.

Психологи выделяют два типа расстройства привязанности:

  1. Расстройство реактивного типа – ребенок излишне боязлив, не может расстаться с матерью, избегает общения со сверстниками и другими взрослыми, в присутствии незнакомых людей излишне насторожен, эта настороженность не исчезает после материнского утешения.
  2. Расстройство расторможенного типа – ребенок излишне прилипчив ко всем взрослым без разбора.

Психологи часто выявляют проблемы с привязанностью у детей, которым ставят другие диагнозы, например, «посттравматическое стрессовое расстройство», «расстройство поведения».

Большую опасность представляет неискреннее поведение матери. На людях она может ласкать и нежить ребенка, демонстрируя свою любовь к нему, а наедине, когда малыш потянется к матери за прежней лаской, отвергать его.

Многие матери делают это не со зла. Непоследовательность – их черта характера. Они ведут себя так со всеми: то ласковы и чувствительны, то холодны и неприступны. Такие матери искренни, но вреда приносят не меньше, чем «матери-показушницы». Ведь ребенок в обоих случаях не может предсказать поведение матери. Если такие ситуации повторяются регулярно (закрепляются повторением), то в итоге сформируется ненадежная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка

Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.

Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.

Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.

Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.

Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.

Отношения с родителями

  1. Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
  2. Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
  3. Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.

Отношения между супругами

  1. Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
  2. Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
  3. Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.

Отношение к себе

  1. Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
  2. Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.

Отношение к работе

  1. Надежная привязанность: такие люди уверены в себе, не боятся совершить ошибку. Умеют расставить приоритеты, знают, как добиться цели. Не принимают неудачи в работе на личный счет.
  2. Двойственная привязанность: успех в работе очень сильно зависит от поощрения. Взрослые страстно желают всеобщего признания и одобрения. В связи с этим они часто смешивают работу и личные отношения.
  3. Избегающая привязанность: выросшие дети склонны «прятаться за работой» от личных отношений, часто их жизнь проходит исключительно в работе. При этом они редко бывают удовлетворены ей, даже если добиваются отличных результатов и хорошего материального положения.

Как сформировать надежную привязанность

«Три кита», на которых держится надежная привязанность ребенка к матери – это стабильность, чуткость, эмоциональный и физический контакт.

Стабильность

Привязанность формируется довольно просто. Вот младенец заплакал, мама подошла к нему, взяла на руки, ласково разговаривает, укачивает, поглаживает, кормит. Малыш успокоился, почувствовал себя комфортно, уснул. Через некоторое время он проснулся в хорошем настроении и гулит. Мама обращает внимание на малыша, поддерживает гуление, разговаривает с ним, переодевает, предлагает игрушку. Прошло еще время. Малыш снова плачет, он просится на руки. Мать берет его, опять успокаивает, поглаживает и укачивает, играет с ним.

Вот такими многократными повторениями одних и тех же действий при неизменном стиле поведения мать дает понять малышу, что она и есть тот человек, которые всегда придет на помощь, утешит, накормит, защитит.

Итак, стратегия поведения матери должна быть определенной и неизменной – стабильной.

Стабильность необходима и в отношении объекта привязанности. В нашем примере объект привязанности – мать. Случается (часто в обеспеченных семьях), что заботу о младенце почти целиком поручают няне, а мать занимается с малышом лишь изредка. Категорически не рекомендуется менять няню, если возраст ребенка – от 3 месяцев до 1 года. Эту рекомендацию желательно соблюсти и дальше. Объект привязанности (мать или няня) не должен надолго покидать ребенка.

Чуткость

Правильной стратегией поведения матери следует признать отзывчивость, чуткость.

Никакой сигнал ребенка не должен остаться без ответа. Плач, улыбка, лепет, взгляд, — мать замечает их и сразу вступает с ребенком во взаимодействие. Любая инициатива малыша поддерживается, его чувства не остаются незамеченными.

Чуткость проявляется в том, что мать инстинктивно понимает своего ребенка. Она знает, чего малыш хочет, от чего он плачет, как его успокоить, какое действие будет верным в данной конкретной ситуации.

Часто молодые матери, начитавшись специальной литературы и наслушавшись советов старших, боятся доверять своему инстинкту. Конечно, мать должна быть грамотной в вопросах здоровья и воспитания, ошибки здесь недопустимы. Но есть такие тонкие области взаимодействия матери и ребенка, в которых не помогут прописные истины. И тут правильно будет прислушаться к себе и к ребенку, поверить в себя.

Эмоциональный и физический контакт

Любое, даже самое простое, действие с малышом должно сопровождаться стойкой положительной эмоцией матери, выраженной открыто, понятной ребенку. Такая эмоция представляет собой проявление любви. Теплота, нежность, мягкость, подбадривание, одобрение – они нужны ребенку так же, как воздух и пища.

Эмоциональный контакт должен сопровождаться физическим. Объятия, поглаживания, тисканье, укачивание, — все это жизненно необходимо.

В отношении качества и интенсивности эмоционального и физического контакта не следует делать различий в зависимости от пола ребенка. необходимо обращаться также нежно и ласково, как и с девочкой.

Реакция на сигналы ребенка должна быть адекватной. Случается, что матери, услышав плач малыша, не утешают его, считая это излишним «сюсюканьем». Это неверно. Утешение – адекватная реакция на плач.

Важно прислушиваться к тому, чего хочет сам малыш. Любое взаимодействие должно соответствовать познавательным способностям ребенка, его настроению. «Подстраивать ребенка под себя» нельзя.

Чаще всего любая мать хорошо понимает своего ребенка, его эмоциональное состояние. Но не все матери считают нужным на него ориентироваться. Они придерживаются мнения, что ребенок должен делать то, что считает нужным взрослый, что потакать его капризам не следует. Это ошибочное мнение. До двух лет, а иногда и старше, ребенку недоступны нравственные и моральные понятия. Желания, настроение малыша в этом возрасте – совсем не каприз. Малыша нужно мягко направлять к желательным, правильным действиям, переключать на них, стимулировать его к их выполнению. Игнорировать инициативу ребенка и его желания, резко и грубо обрывать его – недопустимо.

Если мать понимает эмоциональное состояние малыша, но не откликается на него адекватно – она создает ситуацию отторжения. Закрепленная многократным повторением, такая ситуация сформирует ненадежную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Даже при обычном пеленании нельзя обращаться с ребенком как с куклой. Ребенок не объект ухода, он, даже крохотный и несмышленый — личность.

Подведем итоги.

В первый год жизни ребенка, помимо непосредственного ухода за ним, следует обратить особое внимание на формирование надежной привязанности ребенка к матери. Она окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Если Вы читаете эту статью, и понимаете, что время упущено, что Ваш ребенок уже далеко не младенец и ему свойственны негативные проявления, связанные с ненадежной привязанностью к матери, знайте, что качество привязанности может измениться со временем.

Правда, изменить его будет не так просто. Но в жизни встречаются разные ситуации, и среди них почти нет неисправимых. Ребенку любого возраста поможет Ваша открытая любовь, безусловное принятие, чуткое внимание и стабильность в отношениях.

В возрасте двух-трех лет в жизни ребенка наступает период предпочтений и привязанностей. Даже любимые некогда бабушки и дедушки могут впасть в немилость. Но больше всего достается обычно папам, которые после тяжелого рабочего дня вместо теплого приветствия слышат от любимых отпрысков только одно: «Хочу к маме!»

Если вас отвергли

Первое и самое главное, не принимайте этого близко к сердцу! Часто такое поведение происходит от уверенности в любви второго родителя, полагает доктор Катрина Свонсон психолог Центра раннего детства в Лос Анджелесе. Да и кто из нас не знает, с какой легкостью дети меняют свои предпочтения. Это касается всего: еды, любимых игрушек, отношений. Дети экспериментируют с привязанностями и проверяют родителей на прочность. «Что ты сделаешь, если я тебя оттолкну?» Ответ должен быть только один: «Буду любить тебя также сильно».

Очень важно понимать, что ребенок требует маму совсем не потому, что папа ему категорически не нравится. Зачастую папа здесь вообще не причем.

Психологи считают, что ничего плохого в том, что ребенок двух-трех лет выделяет одного из родителей нет. Наоборот, это знак того, что малыш эмоционально развивается, учится самостоятельно принимать решения, происходит процесс самоутверждения. Ребенок каждый день совершает новые открытия. Он начинает понимать, что может влиять на окружающий мир и исследует способы этого воздействия. То что выглядит, как каприз на самом деле – первые шаги в отношениях и напряженный учебный процесс.

Согласно теории привязанности Джона Боулби формирование особой связи между ребенком и основным опекуном в первые два года жизни – естественный и необходимый этап развития человека. По сути в роли основного опекуна может выступать кто угодно: бабушка, старший брат или сестра, няня, но чаще всего это все-таки мама. Именно она проводит больше всего времени с малышом, заботится о нем. Отсутствие такой сильной привязанности (например, если опекуны ребенка постоянно сменяют друг друга) негативно сказывается на его развитии.

Итак, особенная привязанность к маме естественна и даже полезна. Самое главное, чтобы впавший в немилость папа правильно себя повел. Детям свойственна непосредственность в выражении эмоций. Они не просят, они требуют: «Хочу с мамой!», «Пусть мама сделает!». Но это совершенно не значит, что в этом возрасте ребенку нужен только один родитель. Папе ни в коем случае нельзя уходить в тень. Именно тогда, когда малыш отталкивает вас, он больше всего в вас нуждается! Чтобы ребенок ни говорил, оставайтесь рядом и не позволяйте обидам разлучать вас.

Самый верный способ вернуть себе детское расположение – это быть вместе. Время всегда найдется, если есть желание посвятить его купаниям, гуляниям, кормлениям и прочим рутинным родительским обязанностям. Любые отношения строятся только трудом и постоянными усилиями в простых обыденных вещах. Это касается и взрослых, и детей. Чтобы найти подход к ребенку, нужно знать его. Для малыша нет ничего важнее мелочей. Вернее для него они даже не мелочи, а важные составляющие его жизни. Если вы ничего не знаете, о «той самой ложечке», и не знакомы лично с героем любимой сказки ребенка, что удивительного в том, что он рвется к маме?

Ежедневное повторение одних и тех же действий дает ребенку ощущение безопасности и комфорта. Тот, кто каждый день разделяет их с ним, и будет любимцем малыша. Бывает, что папы решают сократить дистанцию. Купить ребенку раз в неделю подарок или угощение куда проще, чем потратить время и силы на то, чтобы действительно быть с ним. Все это работает только первое время. Близким для малыша может стать только тот, кто постоянно заботится о нем.

Делайте то, что можете. Мало кто из отцов, имеет возможность разделить с мамой ежедневную заботу о ребенке 50/50. И все же лучше мало, чем ничего. Чистите с ребенком зубы по вечерам, гуляйте по выходным или кормите завтраком по воскресеньям. Главное, чтобы это происходило регулярно. Создавайте свои маленькие традиции. Пусть определенные дела и события ассоциируются у него именно с папой.

Впрочем, не всегда дело только в поведении отца. Бывает, что стоит папе взяться за какое-то дело с ребенком, как на него тут же обрушивается поток замечаний. «Не так держит, не в то одевает, да и вообще после кормления с папой большая часть еды остается на ребенке, а не в нем», - мамину критику можно понять. Порой ликвидация последствий папиных занятий с малышом стоит больших усилий, чем сделать все самой. И тем не менее это необходимо!

Если отец принимал хотя бы частичное участие в ежедневных заботах о ребенке с первых дней его жизни, то и привязанность скорее всего распределится равномерно. И даже если в какой-то момент вы вдруг услышите фразу «Хочу к маме!», вернуть ситуацию к равновесию папе, который всегда был рядом гораздо проще.

    Подготовьте малыша к расставанию с мамой. Поговорите с ним о том, что маме нужно будет уйти и когда она вернется. Лучше сделать это заранее и важно чтобы в разговоре принимали участие оба родителя.

    Оставлять ребенка на целый день с папой, который никогда не был с ним наедине более часа – не лучшее решение. Разлуки будут проходить спокойнее, если время отсутствия мамы увеличивать постепенно.

    Не стоит уходить по-английски. Выскользнуть потихоньку за дверь пока малыш не видит – хорошее решение только, если мама просто не в состоянии уйти из дома, когда ребенок плачет. Во всех остальных случаях нужно обязательно попрощаться. Малыш расстроится еще больше, когда поймет, что мама сбежала от него тайком.

    Бывает, что ребенок настолько привязан к маме, что никакими играми нельзя отвлечь его от мыслей о ней. В этом случае можно изменить тактику и наоборот поговорить о маме, посмотреть ее фотографии или видео, дать подержать что-то из ее вещей, чтобы помочь малышу снова обрести чувство безопасности.

    Постарайтесь занять чем-то ребенка пока мама еще дома. Если в тот момент, когда она будет уходить, малыш будет увлечен игрой или книжкой, расставание пройдет спокойнее. И даже если он заплачет, успокоить его будет проще.

Надежда Бодрова
Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие привязанности и её признаки

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей , в формировании их личности.

Привязанность - взаимный процесс . В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина "настраивается" на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют "первичная материнская озабоченность " (Винникотт, 1956) . Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности. Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding) . Уже спустя короткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей . Она очень внимательно относится к любым , самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца - голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно . Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности .

Существует специальный термин - "вызванное младенцем социальное поведение". При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи - упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи .

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т . д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери , а с другой - максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003) .

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери , но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Признаки привязанности

Привязанность ребенка проявляется в следующем : объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке) . Различают несколько типов привязанности ребенка к матери .

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких, но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу .

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери . Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

1.2 Теории привязанности

Основателем теории привязанности является американский психолог Джон Боулби. Согласно этой теории ребёнок имеет врождённую зависимость от того, кто первым начал о нём заботиться, а матери имеют врождённую склонность приходить на помощь малышу и защищать его. Все случаи расставания мамы с ребёнком в возрасте до трёх лет чреваты последствиями.

Дж. Боулби изучал, как действует на младенца разлука с матерью , когда он оказывается в больнице или детском учреждении. Сначала малыш реагирует на расставание протестом. Он громко плачет, ищет маму, ждет и требует её возвращения. Если на этом этапе она появляется, то не отпускает её ни на шаг. Если же мать по-прежнему отсутствует, то протест сменяется печалью. Малыш уже не требует её возвращения, он подавлен, грустит, тихо плачет. Теперь встреча с матерью уже не вызывает у него радости, он отворачивается от неё. Дальнейшая разлука приводит к апатии . Ребёнок остаётся внешне спокойным, послушным, но всё окружающее ему безразлично.

Сегодня выделяют разные типы привязанности : от безопасной до небезопасной привязанности . Английский психолог Мэри Эйнсфорт провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребёнка раннего возраста с матерью . Начала она свою работу в Англии, затем переехала в Африку. М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковые результаты. В России при проведении подобных исследований также получены аналогичные данные. Так, установлено, что взаимоотношения матери и ребёнка складываются в течение первых трёх месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу первого года жизни и в будущем. Благоприятно на развитие малыша влияют матери , движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты разнообразны. Общение же детей с матерями холодными , редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами» , напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении с матерями , отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путём М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей , формирующихся под влиянием общения с матерью . Методика определения получила название «Незнакомая ситуация» . Она состояла из нескольких трёхминутных эпизодов : ребёнок остаётся в непривычной обстановке один ; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью . Сначала мать оставляет малыша с незнакомцем, а потом - одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребёнка после ухода матери и его поведения после её возвращения. Были выделены следующие типы привязанности :

Безопасная привязанность - характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.

Избегающая привязанность - характеризуется тем, что на уход из комнаты матери , а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Амбивалентная привязанность - даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает . Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.

Позднее был выделен четвёртый тип - дезорганизованная привязанность . Дети этой группы боятся матерей . Их реакции на изменения в процессе взаимодействия непредсказуемы и непонятны.

Как отмечают многие исследователи, привязанность младенца к матери формируется очень рано и проходит ряд стадий в своём развитии.

1.3. Влияние привязанности к матери на взаимоотношения со сверстниками у дошкольников

Первый подарок матери – жизнь , второй любовь, третий – понимание. Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Наши взаимоотношения с матерью или человеком , который ее заменяет, хотите – верьте, хотите - нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости , общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.

Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности :

Доверять,

Принимать любовь.

От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком , который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.

Роль матери настолько велика , что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те , кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции. То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь. Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью . Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела , и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери , в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже, поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.

Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности , иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой , способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

Способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…

Способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям ;

Помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства) .

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя» , не считаясь с его потребностями и желаниями.

Здоровая привязанность к матери , заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые “рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку , то :

Что другие люди также надежны, как и мать;

Предсказуемы;

Другим можно доверять.

Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям.

Нездоровая привязанность формируется тогда , когда : - в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;

Пренебрежение интересами и потребностями ребенка;

Навязчивый, контролирующий стиль отношений;

Отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают, что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желания получить сочувствие от близких. Некоторые матери искренни , но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать поведение матери вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного, что может усилить его негативное поведение. Различия в качестве привязанностей к матери оказывает влияние и на романтические, интимные межличностные отношение взрослых.

Кроме того, уже доказано экспериментально, что стиль привязанности , складывающийся в раннем детстве, влияет на отношения человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности к матери и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы их личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Такие люди часто чувствуют некомфортность в жизни. Контакт с матерью , сильная привязанность к ней крайне необходимы ребенку, особенно с момента рождения и до 3 лет. В процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими. Ребенок, тесно общаясь с матерью , получает от нее стимуляцию различных органов чувств (температурную, звуковую, зрительную, через прикосновения, т. е. тактильную, и др., что способствует дозреванию определенных структурно-функциональных систем мозга. Если в первые месяцы жизни ребенок лишен матери , то у него обнаруживаются такие нарушения психического развития, как ограничение способности к нормальным отношениям с людьми, агрессивность, жестокость, раздражительность, импульсивное поведение. В дальнейшем у таких детей отмечается сниженная способность к фантазированию и абстрактному мышлению, они неразборчивы в выборе друзей и поверхностны в отношениях с ними. Дети, воспитанные приемными родителями или даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти гармоничными личности.

21 05.2016

Добрый день, дорогие читатели блога! Надеюсь, ваши детки не доставляли вам хлопот в последнее время. Думаю, что малыши радовали родителей новыми проявлениями и выражением своей любви.

Скажите, можно ли прожить день и ни разу не поцеловать малыша? У вас так получается? У меня – нет. Мне все время хочется прижимать к сердцу моих маленьких пчелят, поправлять им крылышки и не отпускать к дальним цветам! Вы понимаете, о чем я? Думаю, да. Но пчелки, в свою очередь, тоже не готовы отпустить меня хотя бы на кухню для приготовления обеда.

И нам становится ясно, что формирование привязанности у ребенка – это появление и укрепление тесной эмоциональной связи, которая при расставании способна сохраняться. Мы испытываем тревогу, когда вынуждены оставить нашего непоседу с чужими людьми, если нам срочно нужно отлучиться из дома. Это нормально для нас, беспокоиться за малыша. Но часто мы и не подозреваем, насколько тяжело ребенку даются эти несколько часов пребывания без родителей. И это тоже вариант нормы. Ведь малыш привязан к вам всей душой, и для него это испытание.


N . B . А вам приходилось оставлять вашего кроху с соседкой или у знакомых? Какое чувство вы при этом испытывали? Каково ваше личное отношение к появлению в доме няни сразу после рождения ребенка? Как вы считаете, когда нужна няня?

Связи крепкие, разные и оттого прекрасные

Привязанность не появляется ниоткуда, она развивается и формируется с самого начала жизненного пути у каждого человека. Уточняем, что говорим о традиционных семьях, где рождение ребенка – событие, окрашенное в позитивные цвета.

Таким образом, если привязанность имеет способность к развитию, логично предположить, что она также имеет определенные особенности и формы этого развития. В данном случае речь идет об этапах формирования привязанности. Рассмотрим их в контексте каждого возрастного периода.

  • От рождения до 3 месяцев. В период раннего младенчества малыш не разделяет взрослых, но посредством комплекса социальных проявлений (улыбка, протягивание рук, цепляние) он старается воздействовать на маму (чаще всего) и пытается стать с ней неразлучным (привязать к себе).

На этом этапе маме важно осуществлять развивающий уход за новорожденным. Здесь формирование отношений происходит с помощью внедрения тактильного воздействия через кожу (прикосновения), слух (ласковый голос) и зрение (улыбка, открытый взгляд). То есть в процессе формирования близости с малышом задействуются все органы чувств и эмоциональная сфера. Для эмоционального комфорта и усиления тактильного контакта мамы и младенца, многие применяют совместный сон с новорожденным.

  • От 3 до 6 месяцев. Ребенок уже отличает своих от чужих. Он выделяет обычно один объект любви, тот, на кого малыш рассчитывает в любой момент времени, человека, который адекватно и быстро реагирует на зов. Конечно, это чаще всего привязанность к матери.

Продолжается развитие отношений на уровне телесного контакта и позитивных эмоциональных ощущений. Возраст до 6 месяцев крайне важен для формирования привязанности в силу того, что ребенок не сможет полноценно развиваться, не имея эмоциональной опоры.

  • От 6 месяцев до 3 лет. Здесь я бы разделила период от 1 года до 2 лет, затем до 3 лет, как это сделал канадский психолог Гордон Ньюфелд , создавший в 1999 году теорию взросления на основе привязанности. По его теории, на 2 году жизни формируется тип привязанности через подражание значимому взрослому. Отсутствие такого процесса приводит к нарушению адекватного развития. В этом возрасте могут формироваться навыки учитывать состояние другого человека и в соответствии с этим менять свое поведение.

От 2 до 3 лет малыш учится выделять себя как самостоятельного члена семьи и определять свою принадлежность ей. Появляются понятия «мое», «я мамин», «мама моя». Если ощущение принадлежности не сформировано, ребенок дезориентируется в мире, это находит проявление в поведении. Тогда малыш ищет для себя другого значимого человека или группу. Либо пытается противостоять всем, выбирая позицию «против всех».

  • От 3 до 6 лет. Немного разделим этот пункт, остановимся более конкретно на каждом возрастном этапе. Итак, в 3 – 4 года малышу важна его значимость для взрослого. На этом этапе появляется цель «заслужить» любовь, им нужно подтверждение того, что их любят. Такие дети, став взрослыми, переносят подобную модель поведения через «заслуживание» любви на объект интереса.

На 5 году жизни у детей формируется привязанность эмоциональная, когда, говоря о чувствах, малыш действительно передает их родному человеку. К 6 годам у ребенка формируется самый сложный тип привязанности – через понимание. Этот уровень необходим для полного раскрытия себя перед близкими. Малыш учится делиться своими переживаниями и секретами, чтобы близкие могли лучше его понять. Если подобное понимание не формируется, в будущем ребенок определяет отношение к себе семьи в нескольких словах: «Они меня не понимают».

N . B . О чем это говорит? Как такого не допустить?

Работы психологов о привязанности

Очень доступно и достоверно об этапах формирования привязанности сказано в уже упомянутом труде Г. Ньюфелда. Изучение вопроса о поведении детей, проведение сравнительного анализа трудов других ученых дало толчок канадскому психологу и психотерапевту для создания его взгляда на привязанность у детей.

Он определяет процесс взросления как естественный и природный, если для этого созданы благоприятные условия. Но процесс этот замирает и останавливается, если условия не благоприятны. Пройдя все этапы формирования привязанности, ребенок легко вырастает во взрослую гармоничную личность. Если же на любом из этапов, особенно начальных, формирование привязанности нарушается, взросление откладывается, или перерождается в неадекватно сформированное отношение к себе и окружающим.

А вот автор книги «Как любовь формирует мозг ребенка» Сью Герхардт , утверждает, что любовь необходима малышу с рождения, особенно в первые годы жизни, как средство развития мозга. Поддержание эмоциональных связей и родительская любовь формируют развитие личности на всех уровнях. Это крайне полезная информация для родителей, которые опасаются испортить ребенка любовью и избаловать его. Нет ничего лучше для развития детской психики, кроме понимания того, что ребенку необходима родительская любовь.

В этом же контексте можно порекомендовать к прочтению книгу психолога Л. Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Мы говорим о той самой безусловной любви, которая способна творить чудеса и двигать горы. Автор доступным языком дает ответы на многие родительские «Почему?» и в простой форме помогает осознать наши действия по отношению к собственному ребенку. Выбор концепции воспитания любовью, несомненно, правильный выбор в тяжелое время черствости и безразличия людей друг к другу.

Как диагностировать привязанность

Одним из самых применяемых методов диагностики привязанности считается методика Эйнсворт. В ней присутствуют психологические тесты для родителей на определение чуткости по отношению к ребенку, и задания для детей и родителей на оценку типа привязанности. Для испытуемых создаются ситуации, при которых происходит явное выражение эмоций и проявление чувств. Методика поддается обработке на основе полученных результатов. По окончании проведения эксперимента формулируется вывод об уровне и форме привязанности у ребенка.

К сожалению, методы диагностики не дают ответа на вопрос как распознать нарушение привязанности. В ситуации подозрения можно воспользоваться только методом наблюдения, как основным, за ребенком в различных жизненных ситуациях. Описывается его отношение к знакомым и незнакомым людям и проводится анализ реакций на те или иные ситуации.

Перед обследованием необходима консультация врача для исключения неврологических расстройств, способных исказить результат диагностики.

Нарушение привязанности можно заметить уже в возрасте около 1 года и сделать определенные выводы о причинах и разработать методы коррекции.

Стоит упомянуть, что раннее разлучение ребенка с матерью и отсутствие эмоционального и телесного контакта являются главными причинами нарушения привязанности у детей. Особенно, если говорить о детях, усыновленных новыми родителями. Сформировать и вернуть привязанность возможно лишь у ребенка в возрасте около 6 месяцев. Но крайне мало, почти нет, случаев такого раннего усыновления малышей из домов-приютов.

А с возрастом, когда ребенок привык разделять свои чувства между несколькими взрослыми людьми, которые осуществляют уход за ним (воспитатели, нянечки), для его приемных родителей часто оказывается неприятным сюрпризом то, что их сын или дочь легко может согласиться на контакт с любым взрослым. То есть, такие дети не делают различия между вновь обретенными родителями и соседями по площадке. А причина тому – нарушение формирования привязанности в раннем младенчестве.

Тест для родителей. Хотите проверить, сформирована ли привязанность у вашего ребенка? Вы можете провести тестирование в домашних условиях, выбрав методику Эйнсворта. Или отметив «галочкой» пункты, где вы ответили бы «Да».

  • Ребенок отвечает на вашу улыбку
  • Нет страха во взгляде, может отвечать вам глазами
  • Стремится к близости, особенно в минуты страха или боли.
  • Ищет утешения у вас
  • При разлуке беспокоится (в рамках возрастных особенностей)
  • Играет с вами в совместные игры
  • Не допускает незнакомых людей, боится их
  • Выполняет ваши просьбы и прислушивается к советам

Укрепляем узы

Привязанность ребенка можно укрепить по-разному. Главное – иметь, что укреплять. Итак, можно рассмотреть различные варианты игр и действий, укрепляющих привязанность. Мы перечислим по несколько для каждой возрастной категории.

От рождения до 1 года.

Обеспечивать как можно более частый телесный контакт с ребенком:

  • практиковать совместный сон,
  • кормить на коленях,
  • позволить кормить себя,
  • улыбаться и гладить руками лицо друг друга,
  • организовать совместное купание в ванне,
  • поддерживать контакт «кожа к коже», выкладывая ребенка на живот.

1-3 года.

Применять те же методы и добавлять новые:

  • совместные дела (поход в супермаркет, приготовление обеда, сортировка и стирка вещей, уборка и др.),
  • оказание доверия (помочь составить список покупок, везти тележку в магазине, выкладывать из сумки продукты и пр.).
  • можно носить одинаковую одежду или ее элементы, позволить побыть на месте мамы или папы за рулем, на работе и пр.

3-5 лет.

Не забывать об особенности привязанности как принадлежности, избегать проявлений ревности. Добавить любые совместные игры по возрасту и интересам вашего ребенка. Любая деятельность будет полезна для него, если она совместная.

5-7 лет.

Самый сложный период формирования привязанности. Малыш доверяет нам свои секреты. Давайте не останемся в долгу, расскажем о своих чувствах.

Учите ребенка определять свои эмоции и говорить о них, определяя их словами.

Если вдруг произошел взрыв, извинитесь перед ребенком, объясните, что вы чувствовали в этот момент. Не нужно скрывать от детей свои чувства, так он научится выражать свои собственные эмоции, а значит, и справляться с ними будет легче.

Не забывайте подписываться на обновления блога. Будьте всегда на должном уровне знаний в отношении ухода за вашим малышом. Делитесь вашими советами и опытом с другими родителями. Владейте и обменивайтесь информацией.

Держите крепче теплую ладошку, однажды проскользнувшую в вашу руку. И благодарите судьбу, которая подарила вам счастье быть необходимым и любимым просто так, за то, что вы есть.

Посмотрите вебинар с Людмилой Петрановской о привязанности и обязательно прочтите ее книгу, она того стоит!

Привязанность ребенка – это один из самых драгоценных даров, данных нам природой. Нам только нужно научиться ее правильно развивать и поддерживать. Во имя наших детей. Во имя их счастливого будущего.

Крепкой вам привязанности и всего вам доброго! До скорой встречи.

04.08.11

Ваш ребенок сильно привязан к маме: он буквально ходит за вами «хвостиком» и очень сильно расстраивается, если вам приходится отлучиться…даже в ванную. Нормальна ли такая привязанность к маме или это повод насторожиться?

Разумеется, мама – самый близкий человек для ребенка: ведь малыш слышал ее голос и ощущал мамино сердцебиение целых 9 месяцев. Еще довольно долгое время после рождения ребенок будет составлять с мамой единое целое. Но настоящее теплое чувство привязанности формируется у ребенка в течение первого года жизни, по мере того, как между ним и мамой устанавливаются и крепнут серьезные «отношения» и близость.

По сути, весь первый год в эмоциональном развитии ребенка отмечен двумя важными событиями: у малыша появляется чувство доверия к миру и на фоне этого доверия (или недоверия) формируется привязанность к любимому человеку.

Привязанность к маме: нормально или нет?

Большая привязанность к маме – это нормальное состояние полугодовалого младенца. Больше того, привязанность к маме - это важная потребность ребенка, потому что малышу для счастья мало быть просто сухим и сытым. Ему нужны любовь, забота и ласковое общение.

Давайте разберемся: нормально это или ненормально – сильное чувство привязанности к маме? Ответ детских психологов однозначен: привязанность к маме это нормально. Тревогу напротив, должно вызывать такое поведение ребенка, когда он к маме равнодушен, и вообще не стремится к общению. Так что скорей, отсутствие привязанности может служить признаком нарушений эмоционального развития.

Да, дети второго полугодия жизни могут быть очень утомительны. И их постоянная потребность быть около мамы может выводить из себя самых терпеливых и нежных взрослых. Просто потерпите: эта повышенная привязанность - такая же насущная потребность роста ребенка, как и потребность в молоке.
В случае если малыша кормят тогда, когда он голоден, если утешают, когда он плачет, если помогают и не одергивают постоянно, если ребенка любят, с ним играют, разговаривают, он постепенно начинает понимать, что мир - это безопасное и дружелюбное место. И он может доверять тем, кто о нем заботится.

Да, бывает очень тяжело, когда вас не отпускают даже в туалет, и ребенок ползает за вами по всему дому. И к тому же все время просится на ручки. И заливается слезами, ожидая ненаглядную мамочку под дверью ванной. А тут еще бабушки подольют масло в огонь словами «вот, приучили к рукам, сами теперь мучайтесь».

В утешение родителям «требовательно-привязанных» детей можно сказать, что дети, очень сильно привязанные к мамам в первый год жизни и получившие от них достаточно внимания, становятся к середине второго года жизни более самостоятельными. И довольно снисходительно относятся к разлуке с матерью.

Привязанность к маме у ребенка после 2 лет

В возрасте около двух лет ребенок уже начинает осознавать себя как личность, пытается проявлять самостоятельность. А потому и потребность постоянно быть у маминой юбки постепенно ослабевает. Теперь уже ребенку требуется более разностороннее общение, и на этом этапе очень важно, чтобы и другие члены семьи как можно больше уделяли внимание играм и прогулкам с малышом. Тогда ребенку легче будет не зацикливаться только на маме.

К сожалению, иногда случается, что нормальная привязанность к самому близкому человеку может принять болезненные формы. Как же распознать эти «звоночки»?

При нормальной здоровой привязанности ребенок всегда рад маме , может всплакнуть при расставании с ней, и откровенно счастлив, когда мамочка возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела, и маму могут заменить другие близкие люди - папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

В случае болезненной привязанности ребенок постоянно нуждается в маме, ищет ее внимания (причем любого, даже окрика или шлепка), провоцируя маму и стараясь хотя бы разозлить ее. Либо ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение («привязанность-отвержение»): то ластится, то грубит. При этом перепады в настроении случаются довольно часто, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно сам страдает от него.

Как бы вам ни хотелось внушить малышу, что он поступает неправильно, или даже наказать его, постарайтесь сначала разобраться, в чем кроется причина подобного поведения. И начинать исправлять ситуацию, как это ни банально, скорее всего, придется с себя. Ведь подобное поведение ребенка может быть вызвано как вашей гиперопекой, так и пренебрежением его интересами, непоследовательной манерой воспитания, когда мамина ласка чередуется с истерикой и наказаниями.

Как развивается привязанность ребенка к маме

Первая фаза от 0 до 3-х месяцев - характеризуется тем, что дети ищут близости с любым знакомым или малознакомым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми. Дети не высказывают никаких признаков тревоги, если вместо матери к ним подходит другой человек.

Вторая фаза от 3-х до 6 месяцев - Дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-ти месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних.

Третья фаза - от 6 до 8 месяцев - дети уже могут отличить знакомого человека от незнакомого. Формируется первая серьезная привязанность. Обычно ребенок привязывается к тому человеку, который ухаживает за ребенком большую часть времени. У детей в этот период появляется страх перед незнакомыми или малознакомыми людьми. И чем сильнее привязанность, тем больше страх перед незнакомыми людьми. У многих родителей в этот период возникает беспокойство за своего ребенка. Был веселый и общительный малыш, и вдруг, его как будто подменили: плачет у бабушки на руках, не хочет идти к дедушке, хотя раньше таких проблем не было. И у родителей часто возникает чувство неловкости перед родственниками и знакомыми.

Очень важно, чтобы родители все-таки прислушивались к своему ребенку и не заставляли бы его делать то, чему он явно противится. А близким можно объяснить, что у ребенка сейчас просто такой возрастной период, и он скоро закончится.

Как преодолеть повышенную привязанность ребенка

  1. Постарайтесь, чтобы в семье не было ссор и скрытых конфликтов.
    2. Предоставляйте ребенку возможность действовать самостоятельно, не опекайте его все время. Позаботьтесь о его безопасности, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по квартире. Будьте последовательны, произносите слово «нет» только тогда, когда это необходимо, и потом не отменяйте свое решение.
  2. Избегайте выражений испуга: взволнованных лиц, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Вы должны быть спокойны, потому что знаете: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны.
  3. Принимайте и любите своего ребенка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими детьми.
  4. Просто помните: повышенная привязанность к маме - это такой период младенчества. Он необходим для того, чтобы у малыша сформировались важные человеческие эмоциональные и душевные качества.
  5. Переждите это неспокойное время, станьте опорой для малыша. И если у вашего ребенка уже наступил этот непростой период в развитии – учитесь просить помощи у других членов семьи или организуйте себе помощь платных помощников, для того, чтобы вы могли отдохнуть, высыпаться и радоваться жизни.
error: Content is protected !!