Проект правовое воспитание сотрудников предприятия образец. Педагогический проект "школа правовой культуры"

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

защита прав и интересов обучающихся;

формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

Цель программы :формирование правовой культуры учащихся.

Задачи программы:

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому

возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

Основные направления деятельности по реализации программы:

1. Содержательное направление.

§ Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;

§ Организация работы лектория правовых знаний

§ Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.

2. Социально-педагогическое направление.

§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

3. Управленческое направление.

§ Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

§ Создание условий для реализации основных направлений программы;

§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

Методы достижения поставленных целей и задач:

2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.

4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.

5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

Обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

Уважать и соблюдать права и законы;

Жить по законам морали и государства;

Быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

Быть толерантным во всех областях общественной жизни;

Осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Координация и контроль реализации программы:

Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу МОУСОШ №15, которая:

Осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;

Координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

Анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Содержание программы:

Раздел

Тема

Класс

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

Главные ценности нашей жизни

Беседа «Правила личной безопасности»

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

Беседа «Правила поведения в школе»

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

Я-гражданин

Беседа «Я – гражданин России»

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

Беседа «Гражданин и обыватель»

Беседа «Твоя воинская обязанность»

Права ребенка

Беседа «Твои права и обязанности»

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

Деловая игра «Главные вопросы»

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

Беседа «Права детей – забота государства»

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

Беседа «Подростку о трудовом праве»

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»

Конкурс проектов«Твой вариант декларации прав человека»

5-11

Административная и уголовнаяответственность

Беседа «Шалости на железной дорог

Беседа «Преступления и правонарушения»

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»

Викторина «Уроки Фемиды»

«Административная ответственность подростка перед законом»

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

Асоциальное поведение

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

Круглый стол «Суицид среди подростков»

9-11

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

8-11

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

9-11

Класс

Знать

Уметь

правила поведения в школе;

названия государства и государственную символику;

законы класса;

правила личной безопасности.

соблюдать правила поведения в школе;

выполнять законы класса;

соблюдать безопасность на улице.

какого человека называют гражданином?

качество человека, необходимые достойному гражданину;

основные обязанности и права ученика;

правила поведения в общественных местах, дома, в школе;

различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

высказывать негативное отношение к плохим поступкам.

приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

что такое закон?

как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

какие поступки нарушают устав школы?

Какие правила поведения надо соблюдать надороге?

дисциплинированно вести себя на дороге;

соотносить моральные нормы с повседневным поведением

элементарные права людей;

какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

первоначальные представления о юридической ответственности.

уважать людей;

бережно относиться к своему и чужому имуществу

права и обязанности учащихся школ;

название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.

дисциплинированно вести себя на автодороге;

защищать свои права;

выполнять обязанности школьника

сущность преступления и правонарушения;

отличие правовых норм от норм морали;

как государство может защитить права ребенка?

какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?

различать административный проступок и преступление;

правильно оценивать поступки людей;

предупреждать создание травмоопасной ситуации

понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении

меру наказания за преступления, совершенные на дороге

информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних

осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;

не создавать криминальных ситуаций на дороге

понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;

чем опасны религиозные объединения для подростков?

способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.

соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков

мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;

способы поведения в критической ситуации.

защищать себя при нарушении трудовых прав;

помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

10-11

о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

основные положения Декларации прав человека.

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

Тематика лекций для родителей:

Класс

Тема

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

Воспитание ненасилием в семье.

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

За что ставят на учет в милицию?

Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

Как уберечь подростка от насилия?

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

Как научить бытьответственным за свои поступки.

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

Закон и ответственность.

Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.

Долгосрочный проект по правовому воспитанию детей «Я ребёнок и имею право…», включающий в себя несколько сопроектов: с детьми младшего возраста «Моя семья», средний возраст «Что значат наши имена», старшая группа «Дружные ребята» и подготовительная группа «Каждый имеет право!».

Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Предполагаемые результаты:

После реализации проекта дети будут знать свои права (право на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, право на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанности (помогать взрослым, уважать старших и т.п.), применят полученныезнания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, будут стараться использовать э ти знания в общении с другими детьми, продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей, будут готовы правильно оценивать себя и других.

Практико- ориентированный проект «Каждый имеет право!»

(долгосрочный, открытый), подготовительная группа, дети 6-7 лет.

Тема проекта

Правовое воспитание старших дошкольников

Направление

Социально- личностное

Название организации

Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, г. Лесной Свердловской области.

Воспитатели: Комарова Наталья Викторовна

Черезова Марина Васильевна

Нормативно –правовая база проекта

Конвенция о правах ребёнка

Устав МБДОУ

Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов.

Педагогический проект

«Школа правовой культуры»

Социального педагога МОУ СОШ №1

Иржицкой Анастасии Васильевны

1. Введение 3стр.

2 . Описание проекта : 6 стр.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей;

Рабочий план реализации проекта

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные

результаты реализации проекта

3. Оценка эффективности реализации проекта 9 стр.

4 . Список литературы 14 стр.

5 . Приложения 15 стр.

Введение

Как только страна отказалась от тоталитарных методов управления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества. Наблюдается устойчивый рост »несовершеннолетней преступности», в стране «каждое восьмое раскрытое преступление совершается подростками». Структура этой преступности стабильна, появились новые виды поступков, не свойственные ранее несовершеннолетним. «Подростковые бригады» вовлекают граждан старших возрастов (!) в противоправную деятельность, предлагая услуги по реализации своих планов. Криминальная субкультура выработала свои представления о чести, долге, нравственности, носящие антигуманный и противоправный характер, обеспечивающие его развитие, находящие выражение в «теневом праве». В ее условиях функционирует криминальная субкультура, блокируя процесс социализации, «заражает» криминальным идеалом.

Наблюдается низкий уровень правовой культуры социума, правовой нигилизм молодежи, гражданская пассивность, слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон.

В концепции модернизации российского образования среди приоритетных задач есть такая: развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Сегодня к школе предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Окружающая правовая действительность непрерывно ставит перед ними проблемы как необходимости соотношения своих действий и поступков с учетом интересов общества, порядком и правилами, установленными в государстве, а недостаточная организованность формирования правового воспитания учащихся приводит к тому, что, оказываясь в различных жизненных ситуациях, школьники часто неверно оценивают возникшую правовую ситуацию, неправильно ведут себя при разрешении тех или иных правовых вопросов.

Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Без участия и помощи родителей, общественных организаций, местного сообщества, опираясь только на силы педагогического коллектива, добиться успеха в развитии правового сознания, правовой культуры, гражданской зрелости учащихся становится или невозможно или очень сложно.

В основе воспитательной системы школы лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать становлению интеллектуальной, здоровой, творческой, самозначимой личности, повседневное поведение которой основано на принципах экологического мышления, поведения, культуры, т.е. на уважительном отношении к своей семье, своему городу, стране, окружающей среде. Из этого вытекают основные направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое и спортивно-оздоровительное.

Целью данного проекта является: Совершенствование правового воспитания обучающихся направленного на формирование правовой осведомленности и правосознания. Развитие умений самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике.

Предлагаемый проект «Школа правовой культуры» нацелен на реализацию следующих задач:

Проанализировать научную информацию и нормативно-правовые документы по теме.

Привлечь общественные организации и родительскую общественность к участию в патриотическом воспитании школьников;

Создать систему гражданско-патриотического воспитания в школе;

Совершенствовать организационно-методической базу гражданско-патриотического воспитания;

Вводить научно обоснованную организаторско-пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития гражданственности как стержневой духовной составляющей Российской федерации.

Участник проекта: обучающиеся

Описание проекта

Актуальность темы исследования. Содержание правового образования школьников определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в стране, и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Это нашло свое отражение в Конституции, законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации.

Особую актуальность сегодня приобретают задачи развития системы правового образования населения, становления правовой культуры граждан, решение которых следует начинать со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы.

Проект содержит все сведения, необходимые для достижения поставленных целей и решения задач, расширяет кругозор школьников, позволяет детально рассмотреть с ними ключевые понятия: «нормативно-правовая база», «законодательство РФ» расширить и углубить знания по правовой тематике.

Научная новизна и практическая значимость заключается в том, что

* изучены педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков

* экспериментально обоснованы принципы и методы оптимального координирования учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в сочетании с использованием средств массовой информации и правовых знаний, полученных от родителей;

* сформированы основные принципы по определению и выбору оптимального характера структуры правовых текстов и подачи текстовой информации для обучающихся;

* разработаны учебно-методические рекомендации по основам правового воспитания, которые могут служить базой для дальнейшей разработки теоретических вопросов содержания и технологии правового воспитания в системе специального образования школьников.

Механизмы реализации проекта

Аналитический этап

Предпроектная диагностика (использование приемов исследования правосознания учащихся, социума группами методов: анализ статистических данных; методы анализа образовательной деятельности, их правового поведения, наблюдение, а также метод анализа критических ситуаций; устные интервью и письменный опрос (анкеты), методы математической обработки); в процессе диагностики был выбран тип исследования –натурный контролируемый (до и после);

    анализ деятельности школы (за последние 3 года);

    анализ состояния ресурсной базы школы;

Создание постоянно действующего семинара (методические основы экспериментальной работы школы, представителями различных структур города.

Практический этап

    Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта;

    Координация взаимодействия школы

«Школа правовой культуры» с социумом;

    Введение должности «Уполномоченный по защите прав ребенка»

(для поддержки и защите прав детей);

    Расширение общекультурного кругозора, формирование правовой культуры и гражданской грамотности через (выпуск телепередач на районном телевидении, выпуск бюллетеня «Правовой калейдоскоп», газеты «Школьный патруль»;

    Модернизация технологии школьного самоуправления, оптимизация учебного процесса за счет элементов правового обучения

«Школьная мэрия»;

    Создание механизма управления проектом;

    Изменение структуры и содержания правового обучения и воспитания в школе путем введения элективных курсов; Организация волонтерского движения;

    Работа клуба Молодого избирателя «Наш выбор»;

    Введение факультативного курса «Пусть детство будет безопасным».

Основные мероприятия проекта, его исполнители, сроки реализации

п\п

Основные мероприятия проекта и его направлений

Исполнители, сроки реализации

Беседы и классные часы с целью изучения государственной символики России:

история Государственного флага,

Учителя истории, классные руководители.

Ежегодно

Исторический вечер «Изучение истории жизни и деятельности выдающихся личностей».

Ежегодно

Система классных часов по темам:

«Государственное управление России, правовая система».

«История российской армии»

Ежегодно

Литературно-музыкальные вечера «День независимости России» и «День народного единства».

Организатор внеклассной работы.

Общешкольный театральный праздник «Здесь победа начинала свой путь».

Организатор внеклассной работы, классные руководители.

Ежегодно

Митинг, посвящённый дню Победы «Свет памяти, свет скорби и любви… его в себя приносят наши дети!»

Историческая игра «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»

Организатор внеклассной работы, классные руководители.

Ежегодно

Вечер «Помни корни свои» (о гражданском долге, мужестве и героизме).

Классные руководители.

Ежегодно ко Дню Победы

История русского народного костюма

Учителя истории, технологии.

Ежегодно

Беседа «Гражданин нового века - здоровый, сильный духом человек»

Классные руководители.

Деловая игра «Выборы Президента и Парламента класса»

Организатор внеклассной работы.

Турнир знатоков права.

Учителя истории

Урок экологической этики «Берегите Землю»

Организатор внеклассной работы.

Ежегодно

Ожидаемые результаты .

Сформированность гражданско-правовой компетентности:

в познавательной сфере - обогащение знаниями российского законодательства,

в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,

в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.

Приобретение опыта общественно - полезной гражданско-патриотической деятельности.

Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;

формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу;

воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно - нравственной и социальной ценности.

Оценка эффективности проекта

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание гражданско-правового, демократического государства, способного к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально - педагогическим реалиям.

Основные направления воспитания хотя и разрабатываются в научно - теоретическом плане, но слабо внедряются в практику. Поэтому многие учителя затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств.

Для системы гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. У подростков нередко отсутствуют чувства ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит своё выражение в неправильном отношении к законам, труду, дисциплине. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь извне.

А гражданственность мы рассматриваем как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого, являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Качества, определяющие степень приближения личности к идеалу гражданина, те, которые мы будем формировать в процессе реализации проекта, мы классифицировали в соответствии с тремя основными признаками:

1) нравственный,

2) правовой,

3) социально - политический.

К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Ко второму - правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему - гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску. Правовой признак гражданственности выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов. Социально - политический признак гражданственности прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно - политического строя государства. Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности. Вышеуказанные признаки гражданственности следует рассматривать в органическом единстве, что обуславливает и структуру понятия «гражданственность» как целостного интегративного качества, представляющего в определённой мере систему, состоящую из множества компонентов, признаков, с отношениями и зависимостями между ними. Целостность в этом случае является общим свойством системы, которое и позволяет рассматривать гражданственность как самостоятельное качество личности.

Чтобы управлять процессом формирования гражданственности, мы считаем необходимым отслеживать продвижение школьников в их развитии. Для этого мы используем существующие в современной психологической практике диагностики изучения уровней сформированности гражданственности у подростков.Правовое обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности человека. Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе. Ретроспективный анализ проблем правового образования в стране и за рубежом доказывает существование многочисленных систем обучения, которые были связаны с государственной политикой страны. В каждом регионе мира обозначились свои традиции и принципы подобного процесса, учитывающие специфику правовой системы, ментальности людей, их психологии, а также другие факторы. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Не случайно правовое образование сегодня становится одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации отечественного образования.

Всеобщая Декларация прав человека провозглашает: «государства-участники обязаны содействовать… всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод», «всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», «каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод».

Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН раскрывается содержание этого понятия: «образование в области прав человека может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:

укрепление уважения прав человека и основных свобод;

всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;

содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;

строительство и поддержание мира;

обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости».

Согласно указанным документам, образование в области прав человека охватывает:

знание и навыки - изучение прав человека и механизмов обеспечения их защиты, а также приобретение навыков применять их в повседневной жизни;

ценности, мировоззренческие подходы и поведенческие модели - развитие ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, отстаивающих права человека;

действия - принятие мер по защите и поощрению прав человека.

Подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, Россия взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, благожелательной и комфортной для жизни детей, в которой при принятии соответствующих решений органы власти руководствуются, прежде всего, интересами подрастающего поколения. Генеральной Ассамблеей ООН определено, что «мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех, и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде».

С целью проведения комплексной работы с детьми и их учителями по разъяснению прав, свобод и законных интересов детей и оказание содействия в практическом применении ими своих прав обусловлено сегодня возрастанием роли права в процессе социализации подрастающего поколения, для усвоения несовершеннолетними ценностей гражданского общества и правовой культуры, формирования гражданско-правовой компетентности подростков, навыков и установок правомерного поведения детей и подростков необходимо постоянное различное правовое просвещение детей и подростков.

Перспективы развития проекта

1.Методическая работа правовой площадки в образовательном пространстве района (консультации, методические разработки в помощь учителю, проведение семинаров по гражданско-правовому образованию и воспитанию).
2. Проведение районных правовых игр, конкурсов, олимпиад, творческих работ, конференций, с участием подростков;
3. Проведение конкурсов творческих работ и социальных проектов учащихся;
4. Издание правового бюллетеня для подростков и родителей «Правовой калейдоскоп»;

Назначение проекта

Реализация модели «Школа правовой культуры позволит обогатить формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с окружающим его социумом в целях создания более эффективных условий для успешной социализации и формирования правового сознания личности.

Исходя из вышесказанного можно построить модель системы «Школы правовой культуры»

Система «Школы правовой культуры»

Миссия школы

Возможность удовлетворить образовательную потребность населения.

Цель

Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению.

Общая педагогическая политика школы.

Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания.

Кодекс поведения педагогов.

Отношение к школе

Отношение к ребенку

Отношение к работе

Отношение друг к другу

Отношение к самому себе

Кодекс внутришкольного менеджмента

Создавать условия

Оценивать

Корректировать

Прогнозировать

Система принципов управления школой.

Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.

Взгляд на урок.

Урок - средство формирования и развития личности ребенка

Методы обучения.

Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.

Идеология воспитания.

Четыре подхода:

Отношенческий

Деятельностный

Личностный

Комплексный

Финансирование.

Реализация проекта требует выделения средств на:

Обновление и систематизацию литературы по гражданско-патриотическому воспитанию

Приобретение электронных учебников и видеофильмов по данной тематике

Организацию и проведение просветительской деятельности в рамках школы и на городском уровне по проблеме гражданско-патриотического воспитания

г. Тамбов.

«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши

не выражают так ясно нас самих и наши отношения к миру,

как наши чувствования: в них слышен характер

не отдельной мысли, не отдельного решения,

К. Д. Ушинский

Актуальность проблемы

Правовое воспитание детей и защита их прав - это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин:

-социально -экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;

Институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;

Снижается воспитательный потенциал семьи .

В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты » - сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях.

Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.

В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности , связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления , военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.

В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

«Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», - писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети - это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их ?

Цель и задачи проекта

Цель проекта - сформировать азы социально -нравственного сознания и правовой культуры дошкольника .

Задачи проекта :

1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности ;

2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека ;

3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод , ответственности;

4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека , формировать основы толерантности;

5. воспитывать любовь к семье , родному дому, детскому саду, городу;

6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.

Участники проекта :

старшая и подготовительная группы детей детского, родители, педагоги

Планирование реализации проекта

Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями

Цикл занятий:

«Мой дом - моя семья»,

«Улицы родного города»,

«Моя Родина - Россия».

Беседы на социально - нравственные темы .

Расширение проблемных ситуаций по безопасности ребёнка.

Игры, театрализация. Работа с моделями, схемами (генеалогическое дерево).

Художественно-продуктивная деятельность (изготовление символов, эмблем, плакатов, рисунков).

Детский кружок «Изучаем свои права ».

Оформление альбомов:

«Наши права »,

«Моя семья»,

«Мой город»,

«Моя Родина».

Чтение художественной литературы. Досуги, развлечения, праздники. Диагностика знаний детей. Целевые прогулки, экскурсии:

«Праздничная улица, «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра»,

«Новый сквер»,

«Отправим письмо заболевшему товарищу». Анкетирование «хорошие ли вы родители?»,

«Знаете ли вы своего ребёнка?».

Изучение социального статуса семьи .

Консультации «Педагогические и психологические основы общения родителей с детьми».

Мини-проект детей - родителей- педагогов «С чего начинается Родина?»

Выставка плакатов-проектов

«Каким я бы хотел видеть наш город».

«Земля - планета, на которой мы живём».

Родительское собрание «Я и мой ребёнок».

Устный журнал «Растим патриотов».

Досуг «Турнир знатоков по патриотическому и правовому воспитанию ребёнка ».

Анкета «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».

Оформление стенда, папки, передвижки для родителей, альбом для детей.

Выставки детских работ под названием «Папа, мама, я - счастливая семья», «Я люблю свой город».

Совместные экскурсии, походы, встречи с почётными людьми города. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки. Изучение документов о правах ребёнка

«Семейный кодекс Российской Федерации», «Конвенция ООН о правах ребёнка », Закон «Об образовании».

Семейная диагностика.

Изучение семейной атмосферы. Составление социального паспорта . Эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Какой я родитель.

Консультации.

«Факторы риска нарушения прав детей ».

Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании патриотической и нравственной культуры детей».

Педагогический совет.

«работа педагога с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».

Работа творческой группы.

Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада».

Тренировочные занятия с воспитателями «Общение взрослого и ребёнка».

Деловая игра «Знаем ли мы права детей

Диагностика профессиональных качеств педагогов.

«Стиль общения с детьми».

«Какой Вы воспитатель

Семинар-практикум

«Охрана прав и достоинства ребёнка».

Этапы реализации проекта

Проект носит долгосрочный характер - 1 год.

1. Информационно-подготовительный.

Изучение опыта коллег дошкольного образовательного учреждения и педагогического сообщества города Тамбова.

Заключение договоров с социокультурными организациями ;

Проведение диагностического этапа исследования;

Изучение отношения родителей к социально нравственному , правовому воспитанию детей ;

Деловая игра с педагогами и родителями «Знаем ли мы права детей

2. Поисково-внедренческий.

Семинар-практикум с педагогами «Охрана прав и достоинств ребёнка»;

Театрализация, досуги, игры;

Составление генеалогического дерева своей семьи;

Продуктивная деятельность детей;

Изучение прав в кружке «твои права »;

Конкурс рисунков «Дружная семья» ко Дню семьи;

Мини-проект «Великие имена»;

Акция «Добрые дела»;

Оформление альбома «Моя семья», «Мой город».

3. Рефлективно-обобщающий.

Презентация опыта по социально- правовому воспитанию детей в дошкольного образовательного учреждения;

Оформление стенда для родителей «Дети имеют права »;

Выступление на общем родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка»;

Выступление на форуме «С чего начинается Родина?»

Выступление детей подготовительной группы в областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина на тему «Мой город»;

День открытых дверей ко Дню семьи.

Управление обеспечения проекта

Использование методической литературы.

Материальная база: приобретение пособий, слайдов, видеофильмов, изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов «Достопримечательности г. Тамбова», «Моя семья», «Наши права », «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать». Создание газеты «Моя спортивная семья», изготовление плаката «Генеалогическое дерево моей семьи».

Оценка эффективности проекта

Выполнение мини-проектов с детьми и родителями.

Анкетирование.

Мониторинг.

Положительная оценка коллег и родителей.

Предполагаемые результаты проекта

Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей.

Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями.

Перспективы реализации проекта

Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания , чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

Расширение представлений детей о героях войны, труда, о великих соотечественниках.

Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, родным, окружающим людям.

Результативность

1. Сформированы первоначальные азы правового сознания .

2. Развиты чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду.

3. Расширено представление детей о малой и большой Родине.

4. Развиты чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

5. Сформированы чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.

error: Content is protected !!