Все спрашивают почему я не делаю намаз. Мой намаз отдаляется от меня, что делать? Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

Чуть- чуть совести и силы воли не хватает

Диалог между братом и сестрой:

Брат спрашивает старшую сестру: «Почему ты не одеваешь хиджаб?»

Сестра задаёт встречный вопрос: «Почему ты не делаешь намаз?»

– Я делаю, просто ты не видишь, – с неестественной улыбкой и застенчивостью отвечает он.

– Ну конечно, и в прошлую пятницу ты не лежал и не смотрел фильмы, а пошёл в мечеть, так? – с ухмылкой спрашивает она.

– Когда это такое было? – улыбается.

Давай не будем сейчас делать вид, как будто было не так. Тогда я тоже одеваю хиджаб, просто ты не видишь.

Всё, молчу, – опустив голову, сдаётся он.

Так этот диалог был переведён в шутку.

Сестра продолжает: «Вот ты понимаешь, что я должна носить хиджаб, и то, что намаз надо совершать ты тоже знаешь, но что тебе мешает совершать намаз?».

Брат, долго думая, всё-таки ответил: «Чуть-чуть совести и силы воли не хватает».

Интервью, взятое у того самого брата

Скажите, пожалуйста, в течение дня Вы вспоминаете о своём святом долге перед Всевышним Аллахом, то есть об обязательной пятикратной молитве?

– Да, вспоминаю.

И что Вам мешает сразу же совершить намаз, когда наступает время её совершения?

– Я смотрю на часы и вижу, что наступило время обеденной молитвы и говорю себе, что через десять минут я встану и пойду её совершать. Проходит десять минут, потом ещё десять потом ещё… Лень меня одолевает и так время намаза проходит, а потом уже ленишься до такой степени, что пропускаешь и следующие намазы с намерением возместить их потом. Мне хочется совершать все пять молитв в день, но лень берёт верх. Я думаю, что шайтан тоже мешает.

– Вот Вы сказали, что делаете намерение возместить пропущенные намазы, но всё-таки стабильно намаз не совершаете, не обманываете ли Вы себя?

– Намерение делаю искреннее, но в итоге понимаю, что занимаюсь самообманом.

– Знаете ли Вы о наказании за несовершение молитвы? Какие чувства Вы испытываете, когда пропускаете возложенную на Вас, да и на всю общину Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) молитву, не становится ли страшно?

– Я слышал на пятничных проповедях, что за один пропущенный намаз предусмотрено наказание семьдесят лет мучений в аду (да убережет нас Аллах). Также слышал и о том, что намаз нужно совершать правильно, без ошибок, иначе такая молитва не действительна. Зная о таком наказании, конечно, становится страшно. Определённое чувство страха наступает и перед выходом из дома. Неизвестно, вернусь ли я домой или нет, ведь Аллах может наказать нас в любое время. Если же умру, то предстану перед Всевышним с пропущенными молитвами, и в такие моменты хочется даже плакать. После определённых испытаний человек меняется, задумывается о своей жизни, так и я, попав в аварию и оставшись живым, понял, что Всевышний дал мне возможность исправиться, дал жизнь для того, чтобы начать совершать намаз, по возможности помогать людям, делать добро. Каждый человек по-своему осознаёт важность соблюдения предписанных Аллахом норм. И это испытание (авария) послужило поводом для осознания лично мной важности намаза и других обязательств перед Всевышним.

– И всё-таки страх проходит, и молитва вновь пропущена, происходит долгая борьба: один намаз совершается, а следующий может и нет. Как Вы думаете, почему проходит чувство страха за несовершение намаза?

– Стараюсь делать добро людям, например, помочь незнакомой бабушке донести пакеты до дома и тому подобные дела. Также стараюсь в другом богослужении, которое мне даётся легче, тем самым успокаивая себя. Но чувство вины за несовершение молитвы никогда не проходит. Я начинаю совершать молитвы с большим желанием, но в течение некоторого времени это желание как будто угасает. Угасает, наверное, из-за любви к мирскому, отвлечённости от ахирата. Так же, когда попадаешь в общество людей, где не совершают намаз, проводишь с такими людьми время, то и сам начинаешь забывать о молитве. К сожалению, таких людей больше чем тех, от которых идёт положительный заряд в духовном смысле, или же мне не повезло постоянно находиться в обществе таких богобоязненных людей.

– А что Вам помогает совершать молитву или что Вас побуждает к этому?

Когда хожу на пятничную молитву и слушаю проповедь, то сердце наполняется верой. Вижу богобоязненных людей, поклоняющихся Аллаху, и хочется брать с них пример. Например, когда на тренировках наступает время намаза и ребята делают джамаат намаз (коллективная молитва), то с радостью присоединяюсь к ним, и это тоже стимулирует на совершение молитвы. Если рядом находится человек, который не пропускает намаз, то это тоже очень сильно помогает.

– Желаю Вам и себе, и всей умме Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) помощи Аллаха в соблюдении всех обязанностей перед Ним.

– Что нам мешает и что помогает соблюсти второй столп Ислама?

Из этого интервью видно, что нам мешают совершать ежедневные молитвы: отвлеченность от ахирата, любовь к мирскому и занятость ею. Помогают: нахождение в обществе богобоязненных людей и размышления о творениях Аллаха, о Судном дне, о наказании за несовершение молитвы и о вознаграждении за совершение её. Так же посещение мечети для совершения коллективного намаза укрепляет иман (веру) и придаёт стимул и энергию для совершения последующих молитв. Но самое главное – это наши дуа (мольбы) к Всевышнему Аллаху, чтобы Он помог нам соблюсти все столпы Ислама, а иначе нет у нас силы для совершения благого и нет силы отказаться от плохого, кроме как при помощи Аллаха. Да поможет нам Аллах.

Что делать, если тяжело совершать утренний и ночной намазы? О дополнительных намаз. О забывчивости и путанице в намазе...

ВОПРОС: АсСаляму `аляйкум. Ответьте пожалуйста на вопрпосы. Спасибо заранее.

1) Мне 53 года. Мне очень тяжело вставать рано на утренний намаз и потздно ложиться, совершив ночной намаз (да простит меня Аллаh) т.к. потом я себя очень плохо чувствую весь день, ничего не могу делать по дому, болит и кружится голова... Могу ли я совершать намаз, когда проснусь утром и ночной пораньше или на следующий день [возмещать]?

2) Иногда у меня появляется потребность совершить намаз не из обязательных, в различное время суток. Могу ли я встать на намаз и какое намерение мне делать?

3) Иногда я путаюсь, сколько я сделала «фарзов», после первого мне кажется, что это второй и я читаю «ат-тахйяту». Что можете посоветовать в этом случае? Если я перепутала слова, как поступить в этом случае?

Большое спасибо. Субхана ЛЛаh...

ОТВЕТ: Ўа `аляйкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh! Уважаемая сестра! Прекрасно, что вы стараетесь выполнять предписания Аллаhа, выполняете намаз, даже если испытываете сложности в этом.

1) Лучше всего совершать намаз вовремя. Аллаh говорит в Кур’ане:

«Поистине, молитва для верующих - предписанное в определенное время.»

(4:103)

Сейчас наступает зимнее время, и тогда, если на то будет воля Аллаhа, у Вас не будет сложностей с выполнением молитвы. Наши дальнейшие рекомендации касаются в большей степени летнего времени.

Итак, несмотря на то, что это тяжело, надо стараться утренний намаз делать вовремя. Это очень важно! Если Вам тяжело, то можете ещё поспать после утреннего намаза.

В Вашем состоянии очень полезно отдохнуть после полуденного намаза. В это время пообедайте и поспите. Это полностью соответствует сунне пророка ﷺ . Далее, насчёт ночного намаза.

Летом, когда его время наступает довольно поздно, и Вам тяжело выполнять его вовремя, Вы можете совмещать его с намазом «Аль-Магриб», совершая ночной намаз сразу после него. После этого сделайте Ўитр и ложитесь спать.

И ещё один совет. У вас трое сыновей. Перекладывайте на них большую часть домашней работы. Из уважения к маме они обязаны взять её на себя. Не отбирайте у них награды от Аллаhа, обещанные Всевышним за помощь и хорошее отношение к родителям.

2) Вы можете совершить дополнительный намаз в любое время суток, кроме трёх периодов времени, когда это крайне нежелательно: во время восхода и захода солнца и в полдень.

Также нежелательно без причины делать дополнительный намаз после обязательного утреннего намаза «Аль-Фаджр» до восхода солнца и после обязательного намаза «Аль-‘Аср» до захода солнца.

Если Вы хотите сделать дополнительный намаз в период от восхода солнца до полудня, то делайте намерение совершить намаз «Ад-Духа». Если желаете совершить намаз в течение ночи, то делайте намерение совершить таhаджуд-намаз. А в остальное время делайте намерение совершить дополнительный намаз.

Я думаю, что сама много всего накручиваю, делаю сложности, и не знаю, что с этим делать. Стараюсь сейчас не обращать внимание на всякие мысли , которые идут от шайтана . Не получается начать сделать омовение и читать намаз .

Но у меня есть желание читать намаз и я понимаю, что это нужно обязательно. Но вот уже некоторое время, а я никак не могу сделать даже полное омовение (гусль). Я начинаю думать, что не сделала правильно намерение и т.д. Начинаю делать и почему-то останавливаюсь. Хотя стремление к религии у меня есть. Ответьте, ради Аллаха . Заранее спасибо.

С точки зрения религии:

Относительно же того момента, когда у Вас возникают сомнения омыли ли Вы ту или иную часть тела, отвечу словами имама аль-Газали , который в книге «Ихьяу-улюми-д-дин» пишет, что в подобных случаях надо просто-напросто не обращать внимания на подобные сомнения . Чем больше Вы будете поддаваться таким сомнениям , тем сильнее и чаще они у Вас будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по- другому и не назовёшь, просто не придавать ей значения. Например, во время омовения Вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у Вас возникли сомнения всю ли правую руку Вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение , помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!

Аналогично поступайте и в отношении намаза . Если Вы будете следовать этим советам, Вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!

С точки зрения психологии:

Проблема, касающаяся навязчивых мыслей, носящих характер сомнений , довольно-таки распространённая и нередко имеет под собой серьёзную психологическую основу. Важен сам факт того, что они вообще появились, какова их цель и внутренняя природа. Скорее всего, эти наущения появились в Вашей жизни не просто так, вдруг. Обязательно должен быть некий случай, прецедент, с которого всё и началось. Это могло быть некое событие в жизни , разговор с человеком, способным хорошо убеждать или ещё что-либо, оставившее эмоциональный след.

То же самое касается и оставления Вами обязательной молитвы . Вероятнее всего, что Вы не оставили её в один день, а постепенно свели на нет, либо не стали продолжать совершать после тех дней, в которые женщине совершать намаз запрещено.

Однако всё это вовсе не означает, что проблему решить невозможно. На самом деле, всё находится в Ваших руках и силой собственной воли Вы сумеете сами себе помочь.

Самое главное, так это принять мысль о том, что все эти сомнения нужно попросту игнорировать, то есть относиться к ним так, будто они не несут в себе никакой рациональной информации. Вот, к примеру, совершая омовение , Вы начинаете задаваться вопросом: «А не напутала ли я чего-нибудь, может, лучше всё сделать сначала, для полной уверенности?», то не надо ничего переделывать, считайте, что всё сделано правильно и продолжайте продвигаться дальше. Дело в том, что как только Вы поддадитесь одному сомнению, то следом пойдут ещё и другие. Это цепная реакция, которую нужно просто обрывать. В современной психологии подобное явление известно под названием , с которым можно и нужно бороться.

Поймите одно, что только игнорируя эти сомнения , Вы сможете в короткие сроки полностью сот них избавиться. Это на самом деле намного легче, чем может показаться. Главное, правильно ориентировать себя. То же самое касательно намерения : зачем устраивать из этого сложный ритуал, ведь достаточно просто в сердце решить для себя, что именно Вы собираетесь делать, и следовать за этим.

Вообще, довольно часто навязчивые сомнения можно обнаружить у той категории лиц, которые страдают повышенной тревожностью в сочетании с неглубокими познаниями в религиозных вопросах.

Не осложняйте себе жизнь , относитесь чуть проще и всё у Вас обязательно наладится. С сегодняшнего же дня начните совершать молитвы и уже завтра Вы приблизите себя к полному избавлению от этих наущений.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

У меня возникла такая проблема: в последнее время мне стало очень трудно вставать на утренний намаз. Я, хвала Всевышнему, ложусь спать с омовением, читая зикр, ложусь не поздно, всегда просыпаюсь на утренний намаз, но не могу заставить себя встать. Ощущение, что внутри меня происходит борьба: мозг проснулся, а глаза не хотят открываться. Будто во мне два человека: один рвётся встать и совершить молитву, а другой не хочет. Что мне делать?

С точки зрения религии:

Любая из пяти ежедневных молитв, в частности утренняя, является обязательной. Именно от полноценности и совершенности молитвы во многом будет зависеть загробная участь человека: попадёт он в рай или в ад. Молитва – настолько важное предписание, что согласно мусульманской этике обучать детей её совершению следует уже с 7 лет, а с 10 лет даже наказывать за её неисполнение ребёнком.

Для того чтобы суметь вставать на утреннюю молитву, следуйте нижеприведённым рекомендациям:

– Сделать искреннее намерение проснуться на намаз.

– В смирении молить Аллаха, чтобы Он дал возможность встать на намаз. «Мольба – это оружие мусульман», – гласит хадис.

– Ложиться спать по сунне, то есть на правом боку, подложив правую руку под щёку, – это также отгоняет бессонницу.

– Не ложиться спать после предзакатного намаза или после вечернего, поскольку это приводит к бессоннице или к проведению ночи в разговорах.

– Ложиться спать до обеда, хотя бы на полчаса, если есть возможность.

– Ставить будильник желательно далеко, чтобы для его выключения пришлось встать, а когда человек встаёт, сон проходит.

– Попросить кого-либо – родственников, друзей, соседей, – чтобы разбудили на намаз.

– Обрызгивать лицо водой, ибо это придаст активности и отводит сон.

– Не есть обильную и тяжёлую пищу, а перед сном лучше вообще не есть.

– Вставать сразу, не медля.

– При пробуждении сразу поминать Аллаха и читать истиазу: «Аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим» или «Аузу билляхи самииль-алими мина-ш-шайтани-р-раджим».

اعوذ بالله من الشيطان الرجيم

اعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم

– Как проснулись, сразу включить свет, если включатель под рукой, поскольку это тоже отводит сон.

– Ставить будильник на то время, когда уже пора молиться, поскольку, если человек проснётся чуть раньше, он откладывает и думает, что минут через пять проснётся.

– Тому, кто просыпается ночью для поклонения, лучше делать это ближе к утреннему намазу – этим он извлекает двойную пользу: пробуждение ночью и утренний намаз и, согласно хадисам, последняя треть ночи более достойная.

– Если кому-то очень тяжело вставать на намаз, то ему желательно использовать несколько будильников.

– Поминать смерть и ахират при пробуждении, ибо это также отводит сон.

– Быть искренним с самим собой и по отношению к Аллаху.

С точки зрения психологии:

С подобным вопросом обращаются нередко. Судя по всему, эта проблема актуальна для многих, но немногие решают об этом заговорить в силу различных причин. Вообще, сон характеризуется тем, что происходит торможение корковых участков головного мозга, отвечающих за осознанные действия. Именно в период сна сознание человека отключается, и на первый план выходит бессознательное. В момент активного вмешательства в сон (искусственное пробуждение) происходит борьба сознания и бессознательного. Нейроны (нервные клетки) головного мозга, находясь в состоянии торможения, не так быстро приходят в состояние возбуждения и какое-то время находятся в полувозбуждённом состоянии. Во многом переход от состояния торможения в состояние возбуждения зависит от общего типа высшей нервной деятельности и может заметно различаться у разных людей. Так вот, вся проблема в том, насколько быстро сознательная часть личности возьмёт верх над бессознательной и приведёт в тонус кору больших полушарий головного мозга. Многое будет зависеть от конкретной цели и личностной значимости этой самой цели для конкретного человека. Дело в том, что в полудрёмном состоянии человеку бывает сложно объективно оценить происходящее и расставить приоритеты так, как если бы он их расставил, находясь в сознании. К примеру, если человек очень долго желал какой-либо поездки, мечтал о ней и рано утром ему надо встать, чтобы не опоздать на автобус, то, только услышав сигнал будильника, он моментально приходит в себя и борьба со сном даётся ему очень легко. Но если значимость события не так велика, то и борьба со сном будет продолжительнее. Тут даже можно вывести некий закон, который будет звучать следующим образом: «Чем значимее для человека событие, ради которого необходимо прервать сон, тем легче ему будет встать, и наоборот».

Вот Вы говорите о том, что, проснувшись, не можете заставить себя встать, что некая часть Вашей личности тянет Вас совершить молитву, тогда как другая тянет ко сну. Судя по всему, у Вас чаще всего побеждает вторая. Вот и стоит задуматься, какие доводы она приводит для того, что всё время убеждает первую не вставать.

Единственное, что в этой ситуации необходимо, так это укреплять позиции первой субличности: необходимо полное понимание значимости совершения утренней молитвы. Также в этом может помочь понимание того, как человек принимает решения с точки зрения теории функциональных систем Анохина. Не вдаваясь в теоретические подробности, возьмём в расчёт лишь то, что для принятия решения необходима так называемая обстановочная афферентация, то есть дополнительный внешний стимул помимо основного мотива. В качестве этого стимула можно сделать так, чтобы будильник находился на некотором отдалении от Вас, чтобы Вы не могли до него дотянуться рукой и обязательно надо встать и сделать три-четыре шага. Того времени, которое понадобится Вам для отключения будильника, и тех усилий, которые Вы на это потратите, должно хватить для того, чтобы сознательная часть Вашей личности взяла верх над бессознательной.

И, конечно же, самым важным остаётся всё-таки развитие в себе искренности в вопросах выполнения религиозных предписаний. Это самое главное – то, через которое преломляется всё остальное.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Вопрос: Ассаламу алейкум. Уважаемый алим, у меня такая большая проблема: я очень часто, к сожалению, пропускаю утренние и ночные намазы, какая-то лень у меня, и память у меня стала плохой. Мне 26 лет, и я очень хочу выучить Священный Коран, но мне трудно с этим. Я выучила несколько сур, а в намазе читаю не длинные суры, а короткие, в то время как могу прочитать и длинные. А во время земного поклона в намазе перед моими глазами появляется противный и толстый крест, плохие мысли о Коране приходят мне в голову. Мне очень тяжело, очень и очень я боюсь за свою веру. Помогите мне ради Аллаха. (Таджикистан)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропуск утренних и ночных намазов - это, безусловно, нехорошее явление, и его нужно исправить. Радует, что вы осознали наличие данной проблемы. Признание проблемы - это уже половина ее решения. Остается лишь разобраться со второй половиной, то есть начать совершать все намазы в предписанное время.

К сожалению, пренебрежение намазом привело к беспорядку в вашей жизни. Об этом нас предупреждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): если намаз не в порядке, то и в делах будет беспорядок. Да убережет нас от этого Аллах!

Господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

إن أول ما يحاسب به العبد صلاته فإن صلحت صلح سائر عمله وإن فسدت فسد سائر عمله
Первое, о чем спросят человека в Судный день, - это его намаз. Если с ним все в порядке, то и остальные дела будут в порядке. Если же его намаз не в порядке, то и остальные поступки в таком же состоянии.
(Хаким. Мустадрак. - № 965)


Поэтому, если вы хотите улучшить свою жизнь и привести в порядок свои дела, вам нужно взять себя в руки и начать вовремя исполнять намаз. Лень ни к чему хорошему не приведет. Всегда будьте активны, контролируйте себя. Не позволяйте дьяволу и своему эго (нафсу) властвовать над собой. Каждый день просите Аллаха дать вам бодрости духа и сил на своевременное исполнение намаза. Соберите волю в кулак и просыпайтесь вовремя на молитву. Подумайте, чего вы хотите: быть ленивой, теряя свою жизнь, или быть активной и пожинать плоды своего труда?

Постоянно мотивируйте себя выгодами от совершения намаза: ваши дела придут в порядок, каждая минута будет приносить больше пользы и удовлетворенности, вы достигнете в жизни большего, укрепите свою веру, станете ближе к Аллаху. Своевременное исполнение намаза приведет к прощению грехов, и вы обнаружите, что отказаться от них стало легче. Эти и многие другие выгоды вы получите, если будете вовремя совершать намаз. Вы обязательно увидите, как все это претворяется в жизнь, если докажете Аллаху свою честность и постоянство.

И помните о следующем высказывании пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):

من صلى العشاء في جماعة كان كقيام نصف ليلة، ومن صلى العشاء والفجر في جماعة كان كقيام ليلة
Кто совершит ночной (иша) намаз коллективно, тот получит такую награду, словно он полночи провел в молитве. А кто совершит коллективно ночной и утренний (фаджр) намазы, тот будет вознагражден так, будто провел всю ночь в молитвах.
(Абу Дауд. - № 555, передал Усман)


Представьте, насколько бы вы приблизились к Аллаху, если бы проводили каждую ночь в молитвах! Разве найдется мусульманин, который бы не позавидовал такому положению? И такой награды вы можете достичь всего лишь за счет своевременности исполнения утренних и ночных намазов. Это - слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха), который всегда во всем был правдив.

Вместе с тем советую не забывать об уловках дьявола, направленных на отвращение вас от намаза. Иной раз это может выражаться в виде чувства лени, другой раз это могут быть мысли об откладывании молитвы, а иногда это выражается в том, что вам внушается образ креста. Все, что вы видите в земном поклоне (суджуде), - это обман дьявола, так что не стоит излишне беспокоиться по этому поводу. Когда вам внушается подобный образ, просто не обращайте на это никакого внимания и сосредоточьтесь на Аллахе. Пройдет время - и, даст Аллах, эти мысли и образы покинут вас.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевела: indira_akisheva (Q472)

error: Content is protected !!